Открыт памятник знаменитому оперному певцу - Борису Штоколову |
27.10.2008 16:16 | |||
В Санкт-Петербурге на Литераторских мостках Волковского кладбища состоялась торжественная церемония открытия памятника знаменитому оперному певцу, Народному артисту СССР, «великому русскому басу» - Борису Штоколову.
.
На мероприятии присутствовали председатель комитета по культуре Санкт-Петербурга Антон Губанков, представители администраций Кемеровской и Свердловской областей, артисты Мариинского театра, поэты и художники Петербурга.
Антон Губанков рассказал, что создать памятник Штоколову предложил ещё скульптор Михаил Аникушин при жизни певца, однако тогда она не была реализована. После кончины знаменитого баса в 2005 г. его вдова, Нина Штоколова, озаботилась тем, чтобы претворить эту идею в жизнь. Первоначально памятник создавался Михаилом Аникушиным, но после его смерти над проектом работали скульптор Константин Анциферов и художник Виктор Энгельге. В своей работе они использовали рисунки Аникушина и архивные фотографии. Борис Штоколов изображён в концертном фраке, стоящим в нише рояля. Подписью к памятнику служат строки его знаменитого романса «Гори, гори, моя звезда». Средства на создание и установку памятника выделили губернаторы Санкт-Петербурга, Кемеровской и Свердловской областей, администрация Петроградского района Северной столицы, друзья и коллеги артиста. Борис Тимофеевич Штоколов был одним из ведущих солистов Ленинградского академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, создавшии на сцене этого театра галерею запоминающихся вокально-сценических образов. Родился 19 марта 1930 г. в г. Кузнецке Кемеровской области. В 1949 г. восемнадцатилетний Борис Штоколов поступает на вечернее отделение Сверд ловской консерватории, в класс заслуженного деятеля искусств А.В. Новикова. Еще студентом второго курса он поет на сцене оперного театра. Скоро имя молодого певца можно встретить среди ведущих артистов Свердловской оперы. Основу его репертуара составляет русская и зарубежная классика: Гремин («Евгений Онегин» П.И. Чайковского) и Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Досифей, Пимен, Борис Годунов («Хованщина» и «Борис Годунов» М.П. Мусоргского). От партии к партии возрастает мастерство артиста, стремление вжиться в образ, добраться до его сердцевины. «Мне хочется, - пишет Штоколов, - открыть в том, что давно открыто, самое сокровенное, докопаться до самых тайников. Каждую роль открыть по-новому. Тот же Борис. Хочется петь и петь его. Такая беспредельная глубина музыки, текстового материала, характера, что, пожалуй, трех жизней не хватит, чтоб познать его». В 1959 г. Бориса Штоколова приглашают в Ленинградский академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова. К названным партиям прибавляются новые - Иван Сусанин, Руслан в операх М.И. Глинки, Демон в одно именной опере А.Г. Рубинштейна, Кочубей в «Мазепе» П.И. Чайковского, Мефистофель в «Фаусте» Ш. Гуно и др. С большим успехом вы ступает Штоколов в современном репертуаре. К наиболее значительным его достижениям относятся образы мужественного русского солдата - человека с большим сердцем Андрея Соколова в опере «Судьба человека» И. Дзержинского и волевого большевика Андрея («Октябрь» В. Мурадели). Борис Штоколов был великолепным камерным певцом. Основу его репертуара составляли русские народные песни и романсы, которые он исполняет с большим проникновением, музыкальностью и выразительностью. К памятнику постоянно приходят поклонники – приносят живые цветы и даже записки.
Использована фотография из газеты "Ваш тайный советник".
|