|
|
23.12.2012 15:46 |
В день памяти Блаженного странника Александра Крайнева публикуем статью из Вологодских Епархиальных Ведомостей 1890 г. №4 (15 февраля)
ПРИБАВЛЕНИЯ к Вологодским Епархиальным Ведомостям (год двадцать шестой). Февраль 15. №4 1890 года.
Замечательный благотворитель.
Если бы сказали, что в наш век, когда большинство проникнуто мыслью только о том, как-бы вольготнее пожить на свете, можно встретить человека, который всецело предался-бы заботе о благе других, совершенно забывая при этом о собственных интересах и выгодах, - никто бы этому не поверил. А между тем, оказывается, что такие бескорыстные люди встречаются даже теперь. Правда, их можно редко видеть, о них что то совсем не слышно, тем не менее, они, к чести нашего века, являются, хотя бы даже как исключение, и теперь. Не далее, как 12-го декабря, такого, именно, человека хоронили на Митрофаньевском | место захоронения умерших, как правило, путём погребения в земле... |
|
', CAPTION, 'Кладбище', BELOW, RIGHT, WIDTH, 350, FGCOLOR, '#FFFFFF', BGCOLOR, '#D3D3D2', TEXTCOLOR, '#000000', CAPCOLOR, '#000000', OFFSETX, 12, OFFSETY, 10);" onmouseout="return nd();">кладбище, в Петербурге. На | обряд погребения тела умершего человека у многих народов... |
|
', CAPTION, 'Похороны', BELOW, RIGHT, WIDTH, 350, FGCOLOR, '#FFFFFF', BGCOLOR, '#D3D3D2', TEXTCOLOR, '#000000', CAPCOLOR, '#000000', OFFSETX, 12, OFFSETY, 10);" onmouseout="return nd();">похороны его собралось так много провожатых, что никак нельзя было предположить, что хоронят простого крестьянина...
„Дедушку Михайлыча“ (покойный умер 72 лет от роду), знали почти все столичные бедняки, ютящиеся на чердаках и в подвалах Петербурга. Покойный прибыл сюда, как оказывается, 17 лет тому назад, одетый в сермяге, с тощею котомкою через плечи, с посохом в руках. Вначале на него никто не обратил никакого внимания, считая его обыкновенным странником, „побирающимся по купечеству". Но вот начали замечать, что по чердакам и подвалам прилегающих к Сенной площади домов частенько ходит ка¬кой-то странник и раздает бедным и больным деньги и съестные припасы. Кому даст полтинник, кому двугривенный и т.п. Дивились все страннику. Сам в сермяге, в лаптях, не лучше другого нищего одет, а бедным деньги раздает.
— Ты бы, дедушка, себе на черный день приберег,— говорили ему, бывало, те-же бедняки, которым он благодетельствовал.
Но „дедушка“ знал одно: он молча приходил в под¬валы и чердаки и, вообще, в жилища бедняков, молча раздавал все, что у него припасено было в котомке, и безмолвно-же уходил.
Долго не знали бедняки, кто этот таинственный благодетель, который их так часто посещает. Вначале предполагали, что он сам богатый человек, что ему некуда денег девать... Говорили даже, что он это делает для того, чтобы замолить какой-то | в иудаизме и христианстве - действие вопреки воле Бога... |
|
', CAPTION, 'Грех', BELOW, RIGHT, WIDTH, 350, FGCOLOR, '#FFFFFF', BGCOLOR, '#D3D3D2', TEXTCOLOR, '#000000', CAPCOLOR, '#000000', OFFSETX, 12, OFFSETY, 10);" onmouseout="return nd();">грех, который лежит у него на душе. Но вот стало, наконец, известно, что „дедушка Михайлыч“ сам ходит по знакомым купеческим домам столицы, собирает милостыню и все, что получает, раздает нищим и больным. Сам он питался, исключительно, хлебом и водою.
Так прошло 17 лет. Популярность его росла среди столичных бедняков с каждым днем. Здешнее купечество, узнав об образе жизни „дедушки“, считало за честь, когда он приходил к кому-нибудь из них переночевать.
Неделю тому назад он простудился в своем зипунишке, в котором ходил и зимою, и летом, и захворал. Его отправили в больницу. Когда его раздели, то на исхудалом теле его оказались железные | в христианстве - кандалы, оковы, разного рода железные цепи... |
', CAPTION, 'Вериги', BELOW, RIGHT, WIDTH, 350, FGCOLOR, '#FFFFFF', BGCOLOR, '#D3D3D2', TEXTCOLOR, '#000000', CAPCOLOR, '#000000', OFFSETX, 12, OFFSETY, 10);" onmouseout="return nd();">вериги в целый пуд весом. На вопрос доктора, давно-ли он носить эти вериги, „дедушка“ отвечал, что он не снимал их с себя ровно 25 лет. Так как вериги были не на крючках, а скованы железным кольцом, то, по приказанию доктора, их пришлось распилить. „Дедушка“, оказавшийся крестьянином Александром Михайловым Крайневым (мы достоверно узнали, что покойный старец Александр Михайлов Крайнев был урожденец Вологодской губернии, Вологодского уезда, Фетипьинской волости, Едковского прихода, крестьянин, деревни Ерденева, в которой живет в настоящее время родной его сын с семейством. Многие жители Вологды хорошо знали этого старца; по их словам, он в последний раз был в Вологде не далее как в сентябре минувшего 1889 г. Н. Суворов.), умерь 10-го декабря, и 13 декабря, при громадном стечении народа, состоявшего, преимущественно, из столичных бедняков и нищих, похоронен был на Митрофаньевском | место захоронения умерших, как правило, путём погребения в земле... |
', CAPTION, 'Кладбище', BELOW, RIGHT, WIDTH, 350, FGCOLOR, '#FFFFFF', BGCOLOR, '#D3D3D2', TEXTCOLOR, '#000000', CAPCOLOR, '#000000', OFFSETX, 12, OFFSETY, 10);" onmouseout="return nd();">кладбище. | в христианстве - кандалы, оковы, разного рода железные цепи... |
', CAPTION, 'Вериги', BELOW, RIGHT, WIDTH, 350, FGCOLOR, '#FFFFFF', BGCOLOR, '#D3D3D2', TEXTCOLOR, '#000000', CAPCOLOR, '#000000', OFFSETX, 12, OFFSETY, 10);" onmouseout="return nd();">Вериги его и тяжеловесный посошок, который покойный имел всегда с собою, хранятся теперь в ризнице кладбищенской церкви. („Новости“, № 344).
В газете „День“ (№346) напечатан о том-же старце страннике рассказ следующего содержания, под заглавием: „Похороны странника“:
„Громадная толпа не менее 20,000 человек окружала 12-го декабря, Фонтанку, близ Малкова переулка и далее по Садовой, Сенной площади, вокруг церкви Спаса. Торговцы, купцы, рабочие, женщины, дети, старики, молодые, много больных, известных в народе за „кликуш“, сплотились в одну „живую стену“, так что не только проехать, но и пройти было невозможно. Дом Тарасова с 10 Декабря буквально осаждался день и ночь народом....
Здесь происходили | обряд погребения тела умершего человека у многих народов... |
', CAPTION, 'Похороны', BELOW, RIGHT, WIDTH, 350, FGCOLOR, '#FFFFFF', BGCOLOR, '#D3D3D2', TEXTCOLOR, '#000000', CAPCOLOR, '#000000', OFFSETX, 12, OFFSETY, 10);" onmouseout="return nd();">похороны богобоязненного странника Александра, чтимого нашим купечеством и торговым людом за праведника, который более тридцати лет в веригах путешествовал по св. местам и скитался в лесах, питаясь подаянием и Христовым именем.
Десятки тысяч народа, собравшиеся у гроба старца и приехавшие даже из Москвы, Новгорода, Пскова, Кронштадта и др. мест свидетельствуют о громадной популярности странника, в виду чего мы и считаем не безынтересным познакомить наших читателей с личностью и обстановкой смерти этого отшельника.
Крестьянин Вологодской губернии Александр Михайлов приехал в Петербург в двадцатых годах, поступил „по торговой части“ и скоро, сделавшись хозяином, приобрел солидное состояние. В 1856 году, когда он имел уже несколько лавок, ему явилось видение и таиственный голос приказал продать все, раздать бедным имущество, а самому посвятить себя Богу.
Михайлов в точности исполнил приказание ночного видения и не старым еще человеком, лет 45-ти, ликвидировал всю торговлю и оставшись без копейки, скрылся из Петербурга: в одном из монастырей он наложил на себя | в христианстве - кандалы, оковы, разного рода железные цепи... |
', CAPTION, 'Вериги', BELOW, RIGHT, WIDTH, 350, FGCOLOR, '#FFFFFF', BGCOLOR, '#D3D3D2', TEXTCOLOR, '#000000', CAPCOLOR, '#000000', OFFSETX, 12, OFFSETY, 10);" onmouseout="return nd();">вериги весом 1 пуд и 3 фунта: вериги состояли из железного пояса, толщиной более 1½ дюйма и таких же поручней через оба плеча.
Михайлова встречали в рубище, с тяжелым посохом в руке и непокрытой головой: он являлся в Иерусалиме, на Кавказе, в тундрах севера, но никто не знал никогда, откуда он являлся и куда держал путь. Уверяли, что молитвы его исцеляют болезни и по этому везде, где он появлялся, тотчас собиралась толпа народа. Лет 15 тому назад, уже седым стариком, он приезжал в Петербург и, сшив здесь себе | одежда для усопшего или покрывало, которым накрывают... |
', CAPTION, 'Саван', BELOW, RIGHT, WIDTH, 350, FGCOLOR, '#FFFFFF', BGCOLOR, '#D3D3D2', TEXTCOLOR, '#000000', CAPCOLOR, '#000000', OFFSETX, 12, OFFSETY, 10);" onmouseout="return nd();">саван, отдал его на хранение некоей Семеновой, сказав, что он придет помирать к ней в конце 1889 года.
Действительно, 8-го декабря, на пороге квартиры Семеновой, в доме Тарасова на Фонтанке появился белый как лунь старик. Его приняли сначала за привидение и страшно перепугались, но он сделал знак рукой и проговорил:
— Не бойся, Марья, это я, пришел к тебе помирать, час мой пробил, пошли за священником и слесарями: надо снимать мои | в христианстве - кандалы, оковы, разного рода железные цепи... |
', CAPTION, 'Вериги', BELOW, RIGHT, WIDTH, 350, FGCOLOR, '#FFFFFF', BGCOLOR, '#D3D3D2', TEXTCOLOR, '#000000', CAPCOLOR, '#000000', OFFSETX, 12, OFFSETY, 10);" onmouseout="return nd();">вериги, я должен умереть свободным.
9-го декабря старик причастился св. тайн; вросшиеся в его тело вериги были распилены и сняты при страшных мучениях.
— Ну, теперь прощайте, я умираю, сказал он утром 10-декабря, и затем тихо скончался.
Трудно описать, какую сенсацию произвела эта таинственная кончина; в два дня ко гробу старца нанесли несколько мешков медных и серебряных монет; день и ночь двери стояли раскрытыми и толпа колыхалась, нисколько не уменьшаясь.
На свежей могиле Александра Михайлова весь день до закрытия Митрофаньевского кладбища толпился народ и отчитывали больных.
Редактор Н. Суворов.
Дозволено цензурою. Февраля 14 дня, 1890 года. Вологда. В типографии Губернского Правления
|