В уникальной исторической книге военного журналиста А.В. Бурова "Блокада день за днём" детально описан каждый день блокады Ленинграда.
18 января 1943 года, понедельник.
Наконец, ровно через шесть суток после начала наступления, ленинградцы и волховчане пожали друг другу руки и по-братски обнялись. В 9:30 12 января началась артиллерийская подготовка, расчищавшая путь перед нашим войском. В 9:30 18 января на восточной окраине Рабочего посёлка №1 встретились бойцы 1-го батальона 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта и бойцы 1-го батальона 1240-го полка 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта.
Спустя полчаса, отбив несколько контратак, 34-я лыжная бригада вышла к Старо-Ладожскому каналу. Шлиссельбургский гарнизон оказался отрезанным от основной группировки противника. Весть об успехе 34-й бригады вызвала особую гордость у ленинградских журналистов. Бригадой командовал их коллега Яков Филиппович Потехин. В прошлом строевой командир и активный военкор, он некоторое время работал в редакции газеты "На страже Родины". Но в 42-м Яков Потехин, уже вполне квалифицированный журналист, добился возвращения в боевой строй. И вот именно его бригада, сформированная из юных ленинградских лыжников, "закупорила" подразделения гитлеровцев, окопавшихся в Шлиссельбурге.
В 11:48 северо-западнее Рабочего посёлка №5 встретились подразделения 269-го полка 136-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта и 424-го полка 18-й стрелковой дивизии Волховского фронта. Ровно в полдень воины этих дивизий встретились также южнее посёлка №5.
В 14 часов в Шлиссельбурге над полуразрушенной колокольней взвился красный флаг. Его укрепил солдат 330-го полка 86-й стрелковой дивизии Ленинградского фронта М.Г.Губанов.
Из шлиссельбургской крепости Орешек, которой враг так и не смог овладеть, хотя находилась она всего в 180-200 метрах от его позиций, 18 января 1943 года был дан последний выстрел. Артиллеристы батареи установленной здесь ещё в начале блокады, всё это время вели огонь по вражеским позициям. Самим балтийцам пришлось выдержать невероятные испытания. Только во время одного обстрела гитлеровцы выпустили по Орешку 248 тяжёлых снарядов и тысячу мин. Всего же они сделали десятки тысяч артиллерийских и миномётных выстрелов.
В связи с тем, что появилась возможность продолжать железную дорогу по сухопутью, 18 января вечером Государственных Комитет Обороны принял решение прекратить сооружение свайно-ледовой железной дороги через Ладожское озеро. Тут же был утверждён новый план. От Шлиссельбурга, минуя всё ещё занятую врагом Мгу, дорога выйдет у деревни Поляна на основную магистраль, которая через станцию Волховстрой снова свяжет Ленинград прямым железнодорожным сообщением с востоком страны.
Уже вечером 18 января, в след за войсками, освободившими Шлиссельбург, сюда прибыла группа инженеров-железнодорожников. Строительство дороги протяжением более 30-ти км. и 2-х мостов - через Неву и Назию - предстоит закончить к 8 февраля 1943 года.
Руководство строительством железной дороги в полосе прорыва и моста через Неву в районе Шлиссельбурга возложено на бывшего начальника строительства Ленинградского Метро И.Г. Зубкова. С января 1941 года, когда в Леинграде началось строительство Метрополитена, было пройдено 1100 метров стволов 675 метров штолен. Но с началом войны метростроевцы получили новую задачу - возводить на подступах к Ленинграду оборонительные укрепления. Достаточно сказать, что каждый 10-й дот и дзот был построен рабочими метро. Вырытых ими рвов и траншей просто не счесть.
Они переплавляли на Невский пятачок тяжёлые танки. В начале 42-го, когда потребовалось проложить железнодорожную ветку от Кобоны до оконечности Песчаной косы, уходящей в Ладожское озеро, ядром строителей тоже стали метрополитеновцы. Сооружая здесь причальные пирсы они взорвали и вырубили вручную 42 тысячи кубометров льда и поставили более 80-ти ряжей.
И вот метростроевцы получили новое, по-настоящему боевое задание - в узком коридоре, пробитом в блокадном кольце, проложить железнодорожную ветку. Опережая события, надо сказать, что они в содружестве со строителями других подразделений блестяще выполнили и это задание...
В поздний час радио передало внеочередное сообщение Совинформбюро о прорыве блокады Ленинграда. Приглашенные в студию ленинградцы с волнением делились своими чувствами. Поэт Елена Вечтомова прямо у микрофона написала стихотворение, в нём были такие строчки:
Кровь друзей, взывавшая к отмщенью,
На полотнах боевых знамён.
Нет, не будет для убийц прощенья.
Прорвана блокада. Мы идём...
С ночных сменах на предприятиях города состоялись митинги. Воодушевлённые победой рабочии Невского машиностроительного завода, "Большевика", Металического, фабрики "Красное знамя" и других предприятий в несколько раз перевыполнили свои сменные задания. Арсений Коршунов с Металического, известный своими выдающимися производственными рекордами, к утру выдал 32 нормы.
А.В. Буров
|