Ваганьковское кладбище
Баннер

поиск

Вход

Баннер
Удивительная история поиска Никулина Петра Ивановича 1910 PDF Печать E-mail
23.11.2011 18:51

Мой дядя, Никулин Петр Иванович, родился в 1910 году в деревне Горка-Муравьевская Вельского района Архангельской области. Отец его умер еще в 1919 году, а мать скончалась где-то в 70-х годах прошлого века. Дядя после Великой Отечественной войны нигде не объявился. Среди родных и близких было однозначное мнение, что он пропал без вести, но никакой официальной информации на этот счет не было. Несколько лет назад я предпринял соответствующий поиск в этом направлении.

  На мои запросы в Центральный архив Министерства обороны и Архив военно-медицинских документов в Санкт-Петербурге дается ответ, что в числе погибших, раненых, пропавших без вести, Никулин П.И. не значится. На запросы в Центральные архивы ФСБ и МВД также дается отрицательный ответ.
  Сохранилось единственное письмо из госпиталя без обратного адреса. Почтовые штемпели никакой информации не дают, хотя могли бы. Так, например, на конвертах моего отца капитана, командира батальона 20 КСП НКВД Никулина Федора Ивановича, который также погиб во время войны на Карельском фронте в 1943 году, есть четкий номер «Полевая почта №762».
  В данном же случае штемпельные отпечатки размыты. На одном из них от 06.10.93 года видно, что он принадлежит Полевой почте, а на другом от 07.10.43 года принадлежит, очевидно, какому-то (сортировочному пункту) почт. 89 или иное трудно поддающееся расшифровке.
  По всей вероятности, какую-то нить для получения информации может дать  номер военной цензуры 15031, которая, возможно, имела какое-то территориальное размещение, что позволило хотя бы условно определить место находившегося в то время госпиталя, который, судя по письму, реально существовал. К сожалению, во всех имеющихся у меня ответах об этом  направлении поиска ничего не упоминалось. Мною была предпринята попытка использовать другой источник информации из воспоминаний его сестры, Заремба К.И., ныне покойной. Из этих воспоминаний известно, что «…он уезжает на курсы дорожных мастеров в Вологду, а затем на работу куда-то в Березники, а оттуда в армию в Ленинград…он здесь уже после армии в 1937 году учился ж/д техникуме…, а через год…он уезжает (1938 год) на работу на Юго-Западную дорогу в Ростов-на-Дону помощником машиниста». И далее…»В войну он был на поездах, были письма домой, а затем пропал без вести. Погиб наверное, ведь он находился в Керчи».
  Основываясь на этом, я обратился в железнодорожный техникум и получил ответ, что проверены данные с 1934 года по 1946 год, но никаких сведений, что Никулин П.И. учился в этом техникуме, нет.
  Таким образом, по логике вещей я все так и полагал, что единственное предприятие, которое могло готовить специалистов железнодорожного транспорта такого уровня должно быть какое-либо учебное заведение при Октябрьской железной дороге. На мое обращение в адрес руководства дороги я получил ответ от начальника службы управления персоналом Т.С. Коваль, что в архиве дороги «запрашиваемые данные отсутствуют» и было рекомендовано обратиться в архив комитета народного образования. Но оттуда я получил ответ, что «документы каких-либо школ ФЗУ при Октябрьской железной дороге в наш архив на хранение не поступали, поскольку школы ФЗУ не входили в систему трудовых резервов».
  Несмотря на такие формальные отписки, было ясно, что все так и какое-то учебное заведение подобного профиля было, так как не только по информации родственников было известно об обучении Никулина П.И., но при обращении представлялась реальная фотография того времени в форменной одежде.
  Параллельно я обратился к руководству Северо-Кавказской железной дороги, но получил разъяснение о том, что до войны дорога называлась не Юго-Западной, а Азово-Черноморской. Сведения же о Никулине Петре Ивановиче в архиве отсутствуют.
  В феврале 2009 г. послал запрос в Ростовское Управление похоронного обслуживания и «Военно-мемориальную компанию». Управление похоронного обслуживания мой запрос вообще оставила без внимания, а Военно-мемориальная компания сообщила, что в Ростове-на-Дону данные именно о Никулине Петре Ивановиче отсутствуют, хотя в Объединенной базе данных на сайте «Мемориал» от 2008 г. имеется упоминание о Никулине Петре Ивановиче, захороненного на Юго-Западной части Армянского городского кладбища без каких-либо детальных данных. Позже эта информация в «Мемориале» уже не упоминалась.
  На запрос в Главное управление внутренних дел по Ростовской области дан ответ от 16.06.2010 за подписью подполковника Еремина С.А. вообще не по существу. В нем дается разъяснение о судимости, нахождения в местах лишения свободы, о репрессиях., реабилитации и т.п., а в заключение приведена странная фраза: «Поиск сведений биографического характера в компетенцию органов внутренних дел не входит». Более человечный и обстоятельный ответ дан Отделом военного комиссариата Ростовской области по Пролетарскому и Первомайскому районам г. Ростова-на-Дону, но так же без положительно результата.
  В продолжение поиска я вновь решил обратиться к железнодорожному ведомству, сделав запрос в «Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации», расположенный у нас в Санкт-Петербурге и получил обстоятельный ответ неравнодушного человека директора музея Г.П. Закревской: «Поскольку во время учебы он (Никулин П.И.) проживал в Ленинграде, скорее всего это была Техническая школа Октябрьской железной дороги (подчеркнуто автором ответа). Технические школы, где можно было получить начальное профессиональное образование, были организованы на железных дорогах в 1934 году в связи с острой нехваткой квалифицированных кадров. В это время технические школы имели трехлетний срок обучения и готовили специалистов массовых железнодорожных профессий – паровозных машинистов, дорожных мастеров, дежурных по станции и диспетчеров. Дорожные технические школы существуют и в настоящее время». Мне  посоветовали обратиться по этому вопросу в музей Октябрьской железной дороги.
  При посещении этого музея удалось установить, что действительно при Октябрьской дороге до войны существовали и сейчас существуют технические школы и другие учебные заведения. Удивительно, что заместитель начальника дороги Одинцов В.А., к которому я обращался, не знает об этом, судя по ранее полученному ответу. К сожалению, более подробной информации мне получить не удалось, так как музей Октябрьской дороги создан 30 лет назад и не располагает другими сведениями. Но, тем не менее удалось установить, что техническая школа №2, которая готовила машинистов паровозов существовала до войны существует и сейчас по адресу: Днепропетровская ул., д.2 Директор этой школы Епенков П.П. сообщил, что действующая школа (УПЦ – 3) не является наследницей довоенной школы. Она заново создана после войны и архивные документы отсутствуют. Хотя удивительно, что одно старое здание принадлежало довоенной школе.
  Имея эту информацию, я вновь обратился к Заместителю начальника Октябрьской дороги Одинцову В.А. со своей просьбой о судьбе моего дяди. В конце концов, 27.04.11г., я получил информацию за подписью И.О. заместителя начальника дороги по кадрам и социальным вопросам Т.С. Коваль: «По результатам поиска удалось установить, что Никулин Петр Иванович с 1935 года обучался в Технической школе Октябрьской дороги в группе Т-5. В 1937 г. после прохождения теоретического обучения был направлен на производственное обучение в Ленинград – Варшавское паровозное депо».
  При этом ответе имеется приложение на двух листах, в которых имеется список учащихся групп Т второго курса, находящихся на производственном обучении, в том числе и Никулина П.И. при Ленинград-Варшавском отделении, а также данные об условиях найма с указанием получаемой стипендии в сумме 70 рублей.
  В письме сообщалось, что дополнительно направлены запросы в архивы отделений с обещанием сообщить о результатах поиска, которые ничего сообщить не могли, так как там он не работал. А в ответе И.О. начальника службы управления персоналом Т.А. Халеевой от 21.06.2011 г. сообщается, что «запрашиваемая информация о вашем дяде Никулине Петре Ивановиче, к сожалению, отсутствует», что противоречит вышеупомянутым ответам. Все это говорит о том, что при желании что-то все так и можно найти. К сожалению, осталось неизвестным, куда он был направлен после окончания технической школы. Мне хочется верить, что такая информация должна быть о всех выпускниках школ, нужно только захотеть ее найти.
   Чтобы получить какие-то дополнительные сведения о моем пропавшем дяде я решил начать поиск с истоков, а именно с того времени когда и куда был выписан мой дядя первоначально из его родной деревни. С соответствующим запросом я обратился в ОВД по Вельскому району Архангельской области и получил следующий ответ: «По данным УФМС России по Архангельской области в Вельском районе гр. Никулин Петр Иванович, 1910 года рождения не документировался, по регистрации и снятия с регистрационного учета не значится». На мой взгляд это весьма сомнительное утверждение. Просто нет желания этим заниматься. В начале 30-х годов, да и значительно позже для того, чтобы покинуть сельскую местность, нужно было специальное разрешение и соответствующие документы. При моем посещении Вельского райвоенкомата руководство его так же сослалось на отсутствие каких-либо сведений. Предположим, что дядя призывался на действительную службу не в Вельске, но при отбытии из района он был уже в таком возрасте, что должен был стоять на воинском учете. Обе районные организации – ОВД и райвоенкомат почему-то рекомендовали обратиться в Автономную некоммерческую организацию по патриотическому воспитанию молодежи «Северный край» в г. Архангельске. При обращении в эту организацию я получил рекомендации для обращения в те структуры, в которые я уже обращался еще ранее, но безрезультатно. Странно то, что он должен был стоять там на первичном учете?! Далее, учитывая то обстоятельство, что дядя с 1934 года по 1937 проходил действительную службу в Ленинграде в Ленинградский военный округ (ныне Западный военный округ) я обратился с просьбой прояснить откуда он был призван и куда отбыл после демобилизации. Мне сообщили, что «документов по существу Вашего запроса в архиве штаба Западного (Ленинградского) военного округа на хранении не имеется, так как архив хранит документы с 1946 года и позднее». И вновь рекомендации для обращения туда, куда я уже обращался. По меньшей мере странная ситуация. Ведь довоенные архивы где-то есть? Не может быть, чтобы они были уничтожены. За любой поиск я готов платить, но везде формальные отписки и нет реального желания помочь в поиске.
  При моем знакомстве с личным делом моего отца в архиве Министерства обороны в Подольске имеется следующая информация: в документах от 1939 года «Мой брат Никулин Петр Иванович работает машинистом паровоза на станции Мокроусовская», а в документах от 1941 года (уже в период войны) «работает машинистом паровоза в г. Ростов-на-Дону».
  Обобщив всю информацию я вновь обратился в Северо-Кавказскую железную дорогу и от 24.06.2011 г. получил ответ: за подписью начальника отдела архивов Бурлакова В.А.:
«1. Отдел архивов не располагает сведениями о принадлежности в 1939 году нашей или другой железной дороге станции Мокроусовская, а также о возможно ее другом названии в настоящее время». Как говорится, «Здравствуйте, приехали!». Кто же как не работники ж.д. транспорта должны знать это?! И далее.
«2. По частично сохранившимся  документам паровозного дела ст. Ростов за 1943-1944 г.г. (имеются только лицевые счета по заработной плате) Никулин Петр Иванович не значится.
3. Отдел архивов не располагает сведениями о работавших в годы ВОВ на территории Северо-Кавказской железной дороги госпиталях».
И все. Круг замкнулся. Опять полная неясность. Мне с трудом верится, что за все время работы дяди с 1938 года по 1943 год не сохранилось никаких документов по всем каналам, во всех инстанциях. Какое-то роковое стечение обстоятельств! Ведь речь идет не о рядовом красноармейце, идущем в бой в общей цепи. И то часто находят даже в братских могилах, не редко за рубежом. А здесь речь идет о человеке особо учитываемой профессии. Потеря машиниста – это потеря не просто рядового бойца. Это потеря иного характера. Не привязанные во время грузы могли повлиять на ход той или иной фронтовой операции. И замена машиниста, или выбывшего из строя тоже не всегда может произойти мгновенно. Кроме того, на воинские грузы оформлялись соответствующие документы и при отправке и при доставке. И продвижение их также строго контролировалось.
  Что касается сведения, что дядя находился в Керчи, это, естественно, нереально, т.к. Крым был освобожден только в 1944 году. Может быть, у моей тети и была какая-то информация, связанная с работой в Керчи, но это могло быть тогда только до оккупации немцами Крыма и взятия ими города 15.11.1941 г.
  Но чтобы с 1938 год по 1943 никакой информации!?
Просто невероятно!
  Последний ответ я получил из Российского Красного Креста:
«В архивах нашей организации сведений о Никулине Петре Ивановиче, 1910 г.р. не имеется».
  Пользуясь еще меньшей, но достаточной информацией, я обратился 01.12.09 г. в ОАО «Российские железные дороги» с этой же просьбой об оказании содействия в поиске сведений о моем пропавшем дяде. Мое письмо поступило к неравнодушному человеку из ведомства бывшего Министерства путей сообщения Валитовой Р.А., но пока результатов нет. Попытки поиска продолжаются, оптимизм еще остался, но надежды тают. Да и возраст мой поджимает. В декабре этого года мне стукнет 80 лет, а младшей тетке и ныне единственной из оставшихся в живых сестер, которая ждет результатов моего поиска, идет 96-й год и хотел бы успеть обрадовать ее хотя бы какими-либо положительными результатами.
Убедительно прошу рассмотреть это мое обращение и оказать хотя бы какую-либо помощь в моем поиске.

 

Автор заслуженный строитель РФ, Почетный гражданин Красносельского района С-Петербурга, Никулин Владимир Фёдорович

 
Баннер