Ваганьковское кладбище
Баннер

поиск

Вход

Баннер
Дню гибели Моозеса Путро посвящается... PDF Печать E-mail

01.11.2011 20:55

Ко дню гибели Моозеса Путро 24 ноября 1919 года в окрестностях Митрофаньевского кладбища.

В 1848 году в живописной де­рев­не Кюл­ли­зи при­хо­да Туу­та­ри (Tuu­tari), расположенной у подножья Дудергофа, в семье Путро, крепкой крестьянской семье ингерманландских финнов, родился мальчик, которого назвали Моозесом.
По окончании школы Моозес поступил в духовную семинарию, открытую при кирхе Св.Петра в Колпанах под Гатчиной. Семинария готовила лю­те­ран­ско-еван­ге­ли­че­ских пас­то­ров, учи­те­лей на­род­ных школ, при­ход­ских учи­те­лей, яв­ляв­ших­ся и цер­ков­но­слу­жи­те­ля­ми, а так­же ор­га­ни­стов.

Сегодня красивая кирха с петушком на шпиле, построенная под патронажем и на средства императора Павла I архитектором Андрияном Захаровым в 1800 году, работает, в ней проводятся богослужения. Здание же колпанской семинарии, находившееся напротив, к сожалению, не сохранилось. В 1866 го­ду Моозес с от­ли­чи­ем закончил Колпанскую се­ми­на­рию и по­лу­чил зва­ние учи­те­ля ор­ган­ной му­зы­ки и кан­то­ра (церковного композитора). Затем он учился в Вал­га­сской се­ми­на­рии в Лиф­лян­дии, а так­же в Фин­лян­дии. В 1867-1872 годах слу­жил пре­по­да­ва­те­лем в Колпан­ской се­ми­на­рии и в Туу­та­ри. В 1878 го­ду Моозес Путро ус­пеш­но за­кон­чил Пе­тер­бург­скую кон­сер­ва­то­рию по клас­су ор­га­на.
Сви­де­тель­ст­во об окон­ча­нии было подписано ве­ли­ким князем Кон­стан­тином Ро­ма­новым и ком­по­зи­тором Ни­ко­лаем Рим­ским-Кор­са­ковым. Закончив учёбу, Моозес полностью посвятил себя работе, музыке и просветительской деятельности.

 

 

Мо­озес Пут­ро

 

 Мо­озес Пут­ро

В 1878 го­ду Мо­озес Пут­ро ос­но­вал Фин­ское пе­сен­ное об­ще­ст­во, пред­се­да­те­лем ко­то­ро­го яв­лял­ся по­сле­дую­щие 47 лет, до са­мой смер­ти. Он руководил хоровыми коллективами, много работал с детьми. Почти полвека Моозес Путро проработал ор­га­ни­стом и кан­то­ром пе­тер­бург­ско­го при­хо­да св. Ма­рии Евангелическо-Лютеранской церкви Ингрии на Большой Конюшенной улице.
Автор произведений церковной музыки, хо­ро­вых ми­ниа­тюр, дет­ских пе­сен и об­ра­бо­ток на­род­ных финских песен, Моозес Путро написал музыку и текст к героическому и печальному гимну ингерманландских финнов «Nouse, Ink­eri!» («Под­ни­май­ся, Ин­грия!»), 1888.

"Nouse, Inkeri, jo herää työhön,
aamun koi jo sulle heijastaa.
Valoa jo elämäsi yöhön
leviää, oi armas synnyinmaa..."

"...Про­бу­ж­дай­ся, Ин­грия, к ра­бо­те,
Над то­бою но­вая за­ря.
Свет в но­чи все яр­че, все силь­нее
Для те­бя, лю­би­мая зем­ля.." (перевод Антти Пюккенена)

Это было время на­цио­наль­ного подъ­ема ингерманландских финнов, народа, живущего на невских землях с допетровских времён. Са­мо­стоя­тель­ность финнов вы­зы­ва­ла на­сто­ро­жен­ность во вре­ме­на прав­ле­ния и Алек­сан­д­ра III, и Ни­ко­лая II.  В 1908 го­ду на­ча­лась активная ру­си­фи­ка­ция за­пад­но­го края, все ин­гер­ман­ланд­ские шко­лы пе­ре­да­ва­лись на со­дер­жа­ние зем­ст­в, за­пре­ща­лось пре­по­да­ва­ние на род­ном язы­ке, учи­те­ля-ин­гер­ман­ланд­цы из­го­ня­лись. Вво­ди­лась цен­зу­ра при из­да­нии га­зет, ог­ра­ни­чи­ва­лась про­све­ти­тель­ская дея­тель­ность лю­те­ран­ской церк­ви и мно­го­чис­лен­ных об­ществ. Вла­сти за­пре­ти­ли также соз­да­ние на­цио­наль­но­го фин­ско­го те­ат­ра и на­цио­наль­но­го му­зея. Все эти меры не могли не вызвать протест и сопротивление. По­сле фев­раль­ской ре­во­лю­ции 1917 го­да на­цио­наль­ный подъ­ем в Ин­гер­ман­лан­дии по­лу­чил но­вый им­пульс, об­ре­тя цель - на­цио­наль­ную ав­то­но­мию.
В ок­тяб­ре 1917 го­да боль­шин­ст­во ин­гер­ман­ланд­цев под­дер­жа­ло боль­ше­ви­ков, осо­бен­но бла­го­да­ря «Дек­ре­ту о зем­ле» и «Дек­ре­ту о пра­ве на­ций на са­мо­оп­ре­де­ле­ние». Однако вскоре новая власть показала своё истинное лицо. Ингерманландцы начинают борьбу с большевиками. В Эстонии формируется полк сопротивления, а в Лем­бо­лов­ской во­лос­ти, не­по­сред­ст­вен­но при­мы­каю­ще­го к фин­ской гра­ни­це, местные жители под­ня­ли вос­ста­ние и 10 ию­ня 1919 го­да ли­к­ви­ди­ро­ва­ли Со­вет­скую власть. Был создан северо-ингерманландский полк под командованием под­пол­ков­ника Юрьё
Эль­фен­грена. Поселок Кирьясало стал столицей свободной Северной Ингерманландии. Полноту власти взяла на себя временная комиссия Северной Ингерманландии. Выпускались почтовые марки с изображением национального флага и герба. Были введены собственные военные награды -

Крест (надгробный), Ваганьковское кладбище

геометрическая фигура, состоящая из двух пересекающихся линий...

', CAPTION, 'Крест', BELOW, RIGHT, WIDTH, 350, FGCOLOR, '#FFFFFF', BGCOLOR, '#D3D3D2', TEXTCOLOR, '#000000', CAPCOLOR, '#000000', OFFSETX, 12, OFFSETY, 10);" onmouseout="return nd();">Крест Белой Стены и Крест Участника Освободительной Войны.
В это же время Се­ве­ро-За­пад­ная ар­мия ге­не­ра­ла Юде­ни­ча на­ча­ла но­вое на­сту­п­ле­ние на Пет­ро­град. Но после поражения и отступления армии Юденича в Эстонию осенью 1919 года надежды на освобождение от красных становились все слабее.

1919 год в Петрограде и окрестностях - это голод и холод, это разгул красного террора, когда большевистские карательные отряды отбирали хлеб, разоряли, убивали и расстреливали без суда и следствия. Население города сократилось в несколько раз. Это был последний год жизни Моозеса Путро. Семидесятилетний композитор продолжал работать в приходе, вести занятия хора, помогать тем, кому было трудно. Разумеется, он знал, что будучи деятелем независимой, не лояльной к новому строю, культуры да ещё и церковным служителем, он рассматривается  большевиками как буржуазный, контрреволюционный элемент, с которым, как и с прочими, надо "кончать немедленно, не испрашивая ничьего разрешения" (Ф.Э.Дзержинский).
24 ноября Моозес Путро пошёл про­во­дить в по­след­ний путь од­но­го из при­хо­жан церкви Св.Марии на Финское
Кладбище, Ваганьковское кладбище

место захоронения умерших, как правило, путём погребения в земле...

', CAPTION, 'Кладбище', BELOW, RIGHT, WIDTH, 350, FGCOLOR, '#FFFFFF', BGCOLOR, '#D3D3D2', TEXTCOLOR, '#000000', CAPCOLOR, '#000000', OFFSETX, 12, OFFSETY, 10);" onmouseout="return nd();">кладбище за Балтийским вокзалом (Митрофаньевское лютеранское кладбище). Домой в этот день он не вернулся.
По­ис­ки не при­нес­ли ре­зуль­та­тов... Ола­ви Лах­те­ен­мя­ки, рек­тор выс­шей учи­тель­ской шко­лы в Тур­ку, ска­зал то­гда: «Мо­жет быть,

Бог, Ваганьковское кладбище

священное олицетворение Абсолюта в различных религиях...

', CAPTION, 'Бог', BELOW, RIGHT, WIDTH, 350, FGCOLOR, '#FFFFFF', BGCOLOR, '#D3D3D2', TEXTCOLOR, '#000000', CAPCOLOR, '#000000', OFFSETX, 12, OFFSETY, 10);" onmouseout="return nd();">Бог за­брал его к се­бе, как биб­лей­ско­го Мои­сея» (Мооsеs – по-фин­ски Мои­сей ).
Один из церковных гимнов Моозеса Путро «Ole kans­samme, Jee­sus» («Пре­будь с на­ми, Ии­сус») сегодня можно слышать на богослужениях в разных приходах. Как и «Nouse, Ink­eri!» - гимн, звучащий на всех праздниках и торжественных мероприятиях, главный гимн ингерманландских финнов - народа, выжившего и сохранившего свою культуру, несмотря на все попытки уничтожения.*

Аля Деконская

* В тексте использованы материалы статьи Лидии Крушевой "Ink­erin­maa – зем­ля, на ко­то­рой мы жи­вем"  
Баннер