Проект модельного закона «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» разрабатывался в соответствии с Перспективным планом модельного законодательства в Содружестве Независимых Государств на 2011–2015 годы. Работа была направлена на сохранение уважительного отношения к мужеству и героизму погибших при защите Отечества. Она непосредственно связанна с учетом, обустройством, сохранением и содержанием воинских захоронений и воинских памятников, проведением поисковых работ для выявления неучтенных воинских захоронений и персональных данных погибших военнослужащих и формирования на этой основе электронного банка данных. В 2013 году для разработки проекта указанного закона была создана рабочая группа при Постоянной комиссии МПА СНГ по вопросам обороны и безопасности, в которую вошли специалисты и депутаты парламентов государств‒участников СНГ. Проект модельного закона прошел обсуждение в Постоянной комиссии МПА СНГ, был направлен на экспертизу в парламенты государств‒участников СНГ.
16 апреля 2015 года модельный закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества» принят на 42 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств‒участников СНГ.
Модельный закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики и международного сотрудничества государств–участников СНГ в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества:
раскрывает основные понятия и термины, используемые в Законе, формы увековечения памяти погибших при защите Отечества;
определяет порядок захоронения, вопросы государственного учета, содержания и благоустройства воинских захоронений, обеспечение их сохранности и восстановления;
касается организации поисковой работы;
определяет органы государственной и местной власти, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества, и их полномочия;
закрепляет финансовое и материально-техническое обеспечение вышеперечисленных мероприятий и ответственность за нарушение закона.
Принятый модельный закон послужит основой для разработки и принятия национальных законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества в государствах–участниках Содружества Независимых Государств и организации международного сотрудничества между ними.
Советник отдела обеспечения модельного законотворчества в сфере безопасности и международно-правового сотрудничества экспертно-
аналитического управления Секретариата Совета МПА СНГ
Борисов Александр Валентинович
Межпарламентская Ассамблея государств – участников cодружества Независимых Государств
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об увековечении памяти погибших при защите Отечества (принят 16 апреля 2015 года, постановление МПА СНГ № 42-2)
Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики и международного сотрудничества государств – участников СНГ в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе
Для целей настоящего Закона применяются следующие основные понятия и термины:
увековечение памяти погибших при защите Отечества – деятельность, направленная на сохранение уважительного отношения к погибшим при защите Отечества, их мужеству и героизму, непосредственно связанная с учетом, обустройством, сохранением и содержанием воинских захоронений и воинских памятников, проведением поисковых работ в целях выявления неучтенных воинских захоронений и установления персональных данных погибших военнослужащих для формирования на этой основе электронного банка данных, а также осуществление дополнительных мероприятий, предусмотренных национальным законодательством;
погибшие при защите Отечества – военнослужащие и приравненные к ним лица, память о которых подлежит увековечению государством;
уполномоченный государственный орган – орган исполнительной власти, уполномоченный высшим должностным лицом государства в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества;
военно-мемориальная работа – комплексные мероприятия, проводимые органами государственной власти в целях сохранения и достойного увековечения памяти погибших при защите Отечества;
воинские захоронения – захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами, а также военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших (умерших), места гибели боевых кораблей, морских, речных и воздушных судов с военнослужащими и приравненными к ним лицами в акваториях океанов, морей и рек;
воинские памятники – памятники и другие мемориальные сооружения, установленные на воинских захоронениях;
неучтенные воинские захоронения – места погребения (гибели) военнослужащих и приравненных к ним лиц, не зарегистрированные в соответствии с законодательством;
обустройство воинских захоронений – обозначение границ мест погребения, нанесение имен похороненных на надмогильных сооружениях, установка памятных знаков, надгробий, памятников или иных мемориальных сооружений либо их восстановление и ремонт, а также другие необходимые мероприятия;
содержание воинских захоронений и воинских памятников и уход за ними – обеспечение сохранности воинских захоронений и воинских памятников, поддержание их в надлежащем порядке;
поисковая организация – государственная организация, общественно-государственное объединение, общественное объединение граждан, зарегистрированные в установленном порядке, имеющие своей уставной целью поиск и выявление неизвестных (неучтенных) воинских захоронений погибших при защите Отечества с целью увековечения их памяти;
поисковая работа – деятельность по увековечению памяти путем выявления неучтенных воинских захоронений и непогребенных останков погибших или про-павших без вести при защите Отечества для последующего их захоронения, а также установление имен погибших и пропавших без вести для увековечения их памяти.
Статья 2. Основания увековечения памяти погибших при защите Отечества
1. Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества является священным долгом каждого гражданина, обязанностью общества и государства.
2. Государство осуществляет меры, направленные на увековечение памяти следующих категорий военнослужащих и приравненных к ним лиц:
– погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач в период вооруженного конфликта по защите Отечества или при выполнении служебных обязанностей в период вооруженного конфликта;
– погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;
– умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей в период вооруженного конфликта;
– погибших и умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших чести и достоинства, не изменивших Ро-дине.
Дань памяти воздается иностранным гражданам, погибшим на территории государства при его защите, а также жертвам войн и вооруженных конфликтов.
3. Увековечивается память воинских и других формирований, организаций Вооруженных сил, особо отличившихся при защите Отечества, а также мест, городов и других населенных пунктов ведения боевых действий, вошедших в историю как символы героизма, мужества и стойкости.
Статья 3. Формы увековечения памяти погибших при защите Отечества
1. Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются:
– сооружение мемориальных комплексов, памятников, надгробий, стел, обелисков, других объектов с увековечением имен захороненных;
– сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества;
– сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества;
– проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества, занесение их имен и других сведений о них в книги Памяти и соответствующие информационные системы;
– создание мемориальных музеев и установление на местах боевых действий мемориальных знаков;
– установление памятных дат, увековечивающих имена погибших при защите Отечества;
– публикация в средствах массовой информации материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам, организация выставок;
– присвоение имен погибших при защите Отечества населенным пунктам, организациям, в том числе образовательным организациям, учреждениям, воинским частям и соединениям, кораблям и судам;
– занесение имен погибших при защите Отечества навечно в списки личного состава воинских частей, военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования.
2. Органы государственной и местной власти, а также государственные организации, общественно-государственные объединения, общественные объединения и граждане могут осуществлять и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Глава 2. ЗАХОРОНЕНИЕ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА
Статья 4. Порядок захоронения (перезахоронения) погибших при защите Отечества
1. Захоронение (перезахоронение) погибших при защите Отечества осуществляется с отданием воинских почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов. Ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ, увековечение имен погибших при защите Отечества на надмогильных сооружениях возлагается на органы местной власти, а в части отдания воинских почестей – на органы военного управления.
2. Захоронение непогребенных останков погибших при защите Отечества, обнаруженных в ходе поисковой работы на территории государства, организуют и проводят органы местной власти, а на территориях других государств – министерство иностранных дел государства через дипломатические представительства и консульские учреждения.
3. При обнаружении останков военнослужащих армий других государств захоронение производится с информированием, а в необходимых случаях и с участием представителей соответствующих организаций этих государств.
4. Перезахоронение останков погибших при защите Отечества проводится по решению органов местной власти с обязательным уведомлением родственников погибших, розыск которых осуществляют органы военного управления.
5. Захоронение погибших при защите Отечества в ходе военных действий проводится в соответствии с нормативными правовыми актами государства.
Статья 5. Государственный учет, содержание и благоустройство воинских захоронений погибших при защите Отечества
1. Воинские захоронения погибших при защите Отечества подлежат государственному учету. На территории государства их учет ведется органами местной власти, а на территориях других государств – представительствами государства. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.
2. Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.
3. Ответственность за содержание воинских захоронений на территории государства возлагается на органы местной власти, а на закрытых территориях воинских гарнизонов – на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.
Статья 6. Обеспечение сохранности воинских захоронений
1. В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местной власти устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством государства.
Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с законодательством государства.
2. Перенос воинских захоронений запрещается. При возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также возникновении обстоятельств, затрудняющих уход за воинскими захоронениями, перенос воинских захоронений может осуществляться органами местной власти по согласованию с уполномоченным государственным органом и родственниками погибших.
3. Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.
4. Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местной власти.
5. Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения воинских захоронений на предоставленных им в пользование землях они обязаны сообщить об этом в органы местной власти.
6. Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местной власти в соответствии с настоящим Законом и международными обязательствами государства.
Статья 7. Восстановление воинских захоронений
1. Пришедшие в негодность воинские захоронения подлежат восстановлению государственными органами, органами местной власти, отвечающими за их содержание и уход за ними.
2. Юридические и физические лица, виновные в повреждении воинских захоронений, несут уголовную и административную ответственность и обязаны их восстановить.
Глава 3. ПОИСКОВАЯ РАБОТА
Статья 8. Организация поисковой работы
1. Поисковая работа организуется и проводится поисковыми организациями в порядке, предусмотренном национальным законодательством.
2. Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается.
Статья 9. Порядок проведения поисковой работы
1. Порядок проведения поисковой работы определяется настоящим Законом, нормативными правовыми актами, принимаемыми государственными органами, а в части захоронения погибших при защите Отечества – органами местной власти в пределах своей компетенции.
2. Захоронение выявленных в ходе проведения поисковых работ останков погибших при защите Отечества проводится в соответствии со статьей 5 настоящего Закона.
3. Обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются органами местной власти с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях.
4. Найденные оружие, документы и другое имущество погибших при защите Отечества передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета. После экспертизы документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи, стрелковое оружие передается в органы внутренних дел. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи.
5. Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в органы военного управления, которые в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или уничтожению. Изъятие в порядке самодеятельной инициативы взрывоопасных предметов с мест их обнаружения и их транспортировка запрещаются.
Глава 4. ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МЕСТНОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ РАБОТУ ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ
ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА, И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ
Статья 10. Органы государственной и местной власти, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества
1. Руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация возлагаются на уполномоченный государственный орган.
2. Деятельность уполномоченного государственного органа и работа по увековечению памяти погибших при защите Отечества осуществляются в порядке, определяемом высшим должностным лицом государства.
3. Работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организуют и проводят уполномоченные государственные органы исполнительной власти, а в части захоронения и содержания мест захоронения – органы местной власти.
Статья 11. Полномочия органов государственной и местной власти, осуществляющих работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества
1. Уполномоченный государственный орган:
– руководит работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и осуществляет ее координацию;
– разрабатывает государственные планы, программы, нормативные и другие документы, на основе которых организуются и проводятся мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества, определяет порядок финансирования указанных мероприятий;
– организует централизованный учет воинских захоронений погибших при защите Отечества, в том числе и захоронений, расположенных на территориях других государств;
– осуществляет взаимодействие с другими государствами по содержанию и благоустройству воинских захоронений, вносит на рассмотрение высшего должностного лица государства проекты межгосударственных договоров и соглашений о статусе воинских захоронений;
– организует пропаганду подвигов погибших при защите Отечества, готовит публикации в средствах массовой информации списков имен погибших, установленных в ходе поисковой работы;
– рассматривает предложения граждан, общественных объединений, религиозных организаций по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества и принимает меры по их реализации;
– осуществляет контроль за исполнением законодательства в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества.
2. Государственные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции:
– по поручению уполномоченного государственного органа разрабатывают планы и программы военно-мемориальной работы;
– участвуют в подготовке проектов межгосударственных соглашений о статусе воинских захоронений, расположенных на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на своей территории;
– ведут учет воинских захоронений и погибших военнослужащих;
– координируют выполнение мероприятий по обеспечению поисковой работы, а также по паспортизации воинских захоронений на своей территории и на территориях других государств;
–участвуют в проведении эксгумации останков погибших военнослужащих и их перезахоронении, по необходимости совместно с зарубежными представителя-ми;
– определяют порядок издания книг Памяти погибших при защите Отечества;
– участвуют в организации пропаганды подвигов погибших при защите Отечества;
– рассматривают запросы граждан по выяснению судеб пропавших без вести родственников.
3. Органы военного управления (воинские части и организации):
– принимают участие в работе по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами государства;
– оказывают практическую помощь поисковым организациям в проведении поисковой работы, захоронении (перезахоронении) останков погибших при защите Отечества и благоустройстве воинских захоронений;
– осуществляют документальный прием оружия, военной техники и других материальных средств, обнаруженных в ходе поисковой работы, проводят их изучение, учет и экспертизу на предмет дальнейшего использования;
– участвуют в выявлении и благоустройстве воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляют их учет;
– ведут работу по установлению сведений о погибших и пропавших без вести при защите Отечества;
– оказывают помощь в подготовке материалов для издания книг Памяти.
4. Органы местной власти:
– осуществляют мероприятия по содержанию и благоустройству воинских захоронений, воинских памятников, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих;
– участвуют в согласовании проведения поисковой работы, строительных, земляных, дорожных и других работ с целью предотвращения повреждения воинских захоронений;
– организуют и проводят захоронение непогребенных останков погибших при защите Отечества, обнаруженных в ходе поисковой работы;
– ведут государственный учет воинских захоронений с установлением мемориального знака и составлением паспорта;
– создают резерв площадей для новых воинских захоронений.
Глава 5. ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 12. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества
1. Мероприятия, связанные с увековечением памяти погибших при защите Отечества, в том числе устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества, а также организация выставок и других мероприятий, осуществляются за счет средств государственного и местных бюджетов, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц
2. Осуществляемые уполномоченным государственным органом мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества финансируются из государственного бюджета.
3. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на своей территории осуществляются на основе межгосударственных договоров и соглашений.
4. Порядок материально-технического обеспечения предусмотренных настоящим Законом мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества определяется правительством государства.
Статья 13. Ответственность за нарушение законодательства в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества
1. Все воинские захоронения, воинские памятники, а также другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством.
2. Лица, виновные в нарушении законодательства в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества, несут административную, уголовную или иную ответственность, установленную законодательством государства.
Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 14. Соотношение настоящего Закона и иных нормативных правовых актов
Положения настоящего Закона являются основой для разработки и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере увековечения памяти погибших при защите Отечества в государствах – участниках Содружества Независимых Государств и организации международного сотрудничества между ними.
|