Записки Александра Сергеевича Гутан Печать

12.02.2013 03:00

Записки Александра Сергеевича Гутан – внука Академика архитектуры Александра Фёдоровича Красовского (1848-1918).
Александр Федорович Красовский (1848 - 1918) закончил архитектурное отделение Московского Училища живописи, ваяния и зодчества, а в 1885 г. был удостоен от Академии Художеств звания академика. «Крупнейший зодчий периода эклектики, мастер архитектуры учебных зданий, автор многих жилых и общественных зданий» - сегодняшний взгляд на его путь и труд.

Среди тридцати четырех петербургских работ А. Ф. Красовского - здание Высших женских (Бестужевских) курсов, Химическая лаборатория при Санкт-Петербургском Университете, нынешний первый Дворец бракосочетания - бывший особняк П. Дервиза на Английской набережной, Третье реальное училище на Греческом проспекте и с десяток добротных жилых домов. Он осуществил сквозную, - от набережной р. Мойки до Б. Конюшенной, - перестройку знаменитой гостиницы Демута, блистательно встроил в стены Зимнего Дворца свои интерьеры при смене назначений ряда помещений в нем, восстановил старинные утраченные интерьеры Эрмитажного театра и несущие конструкции перекрытий Зимнего Дворца.


Не обошел и обездоленных Петербурга Достоевского:

Часовня, Ваганьковское кладбище

малый храм без алтаря, предназначенный для богослужений суточного...

', CAPTION, 'Часовня', BELOW, RIGHT, WIDTH, 350, FGCOLOR, '#FFFFFF', BGCOLOR, '#D3D3D2', TEXTCOLOR, '#000000', CAPCOLOR, '#000000', OFFSETX, 12, OFFSETY, 10);" onmouseout="return nd();">часовня на Пряжке, здания церковных Общин, народные столовые Дервиза, Народный Дом на Среднем проспекте В. О., флигелек Калинкинской больницы, заводской корпус на Васильевском и церкви.

Церковь, Ваганьковское кладбище

есть установленное от Бога общество людей, соединенных...

', CAPTION, 'Церковь', BELOW, RIGHT, WIDTH, 350, FGCOLOR, '#FFFFFF', BGCOLOR, '#D3D3D2', TEXTCOLOR, '#000000', CAPCOLOR, '#000000', OFFSETX, 12, OFFSETY, 10);" onmouseout="return nd();">Церковь
во имя Сошествия Святого Духа на Щемиловском Кладбище, Ваганьковское кладбище

место захоронения умерших, как правило, путём погребения в земле...

', CAPTION, 'Кладбище', BELOW, RIGHT, WIDTH, 350, FGCOLOR, '#FFFFFF', BGCOLOR, '#D3D3D2', TEXTCOLOR, '#000000', CAPCOLOR, '#000000', OFFSETX, 12, OFFSETY, 10);" onmouseout="return nd();">кладбище
... В Щемиловке, в доме отца по улице Большая Щемиловка, д. No28 прошло детство архитектора, здесь, вернувшись из Москвы, обвенчался с Марией Александровной Денисовой, дочерью мастера Фарфорового завода, здесь из девяти детей четыре его сына, умершие во младенчестве, - Александр, Владимир, Алексей и Михаил, - лежат в земле Фарфоровского кладбища рядом с его отцом Федором и матерью Лукерьей и другими Красовским и...

В 1970-х гг. дочь архитектора Ольга Александровна вспомнила в своих Записках поселок Щемиловку и Кладбище, Ваганьковское кладбище

место захоронения умерших, как правило, путём погребения в земле...

', CAPTION, 'Кладбище', BELOW, RIGHT, WIDTH, 350, FGCOLOR, '#FFFFFF', BGCOLOR, '#D3D3D2', TEXTCOLOR, '#000000', CAPCOLOR, '#000000', OFFSETX, 12, OFFSETY, 10);" onmouseout="return nd();">кладбище
Фарфорового завода: «Типичный старинный 19 века мастеровой поселок... Наш дом был окружен фруктовым, казавшимся мне большим, садом. Сад граничил с полем. Вид тяжелого поля с вытоптанной травой и красным закатом над ним, пылью от прошедшего стада, летящими в низком небе галками очень ярко запечатлелся в моей памяти... Помнится мне и скромное кладбище - обычное место гуляний всех обитателей поселка, куда няня водила меня и где мне прочли надпись на детском крестике -надпись, заворожившую своим ритмом и внушившую страх мне на долгие годы после: Тише, дети, не шумите, Мово Костю не будите, Вот здесь, под крестом Спит мой Костя крепким сном.» Здесь прочли ей, и она запомнила, имена на крестах своих малолетних сводных братьев.

Федор Иванович Красовский (1820 - 1863)(отец архитектора А.Ф.Красовского) - родом из Подмосковья, крестьянин государственных имуществ, сын крепостного мастера-живописца по фарфору на фарфоровом заводе Попова. Подмастерьем поступил в 1835 г. на петербургский фарфоровый завод братьев Корниловых, а в 1839 - на Императорский фарфоровый завод живописцем. По отзывам администрации завода «работа его отличалась особенным художническим искусством, оставаясь до сего времени от всех других сего рода живописцев отличною». Обладая вместе с тем большим художественным вкусом, поразительным знанием техники живописи на фарфоре и страстною любовью к своему делу, он дал много художественных произведений, либо по эскизам своих учителей, либо по своим собственным композициям. Более того, можно утверждать, новых цветов никто и никогда не изображал на фарфоре с большим совершенством.

В 1861 году Академией Художеств «Ф. И. Красовскому дано звание Свободного художника живописи цветов и плодов (на фарфоре) за «Букет весенних цветов», писанный на полотне масляными красками». Стал свободным и свободным через два года умер - своими силами добывший волю на один заветный миг раньше всеобщей реформы. Погребён на Фарфоровском Кладбище, Ваганьковское кладбище

место захоронения умерших, как правило, путём погребения в земле...

', CAPTION, 'Кладбище', BELOW, RIGHT, WIDTH, 350, FGCOLOR, '#FFFFFF', BGCOLOR, '#D3D3D2', TEXTCOLOR, '#000000', CAPCOLOR, '#000000', OFFSETX, 12, OFFSETY, 10);" onmouseout="return nd();">кладбище
.

 

 Александр Сергеевич Гутан, 29 января 2013г. "Зелёная лампа"

 

И не только одна его судьба выгорела, но судьбы многих, и многое погибло в огне следующих Времен и последнего Времени…